Церковь

Церковь

«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 16:16-19;).

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:15—20).

 

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ЦЕРКОВЬ» (ЭККЛЕЗИЯ) И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА

Обыкновенное употребление в Новом Завете (в подлиннике) слово «экклезия» для наименования первохристианской общины, переводимое по-русски словом «церковь», полнее — «Церковь Христова» или «Церковь Божия» (1 Кор. 1:2; 10:32; 11:22; 15:9; 11:16; Гал. 1:13; 1 Фессал. 2:14; 1 Тим. 3:5; 3:15;Деян. 20:28; Римл. 16:16; 1 Фессал. 1:1; 2:14; Ефес. 3:21; 5:23), и равнозначащее еврейскому слову «кагал», означает созванное глашатаем народное собрание выделенных из общей массы народа свободных, имевших право гражданства, для рассмотрения общественных дел и издания и укрепления законов, лиц, правящее народное собрание, в отличие от случайного сборища, или же беспорядочной толпы народа. Общехристианское употребление этого слова бесспорно доказывается такими местами Писания, как Матф. 10:18; 18:17; Иак. 5:14; Откр. 1:4; 11:20; 2:1 и др. В Писании и, вообще, в христианской литературе это слово остается верным своей первоначальной классической идее и смыслу, обозначая общество вызванных из мира, избранных и отделенных, верных и призванных быть святыми людьми, составляющих из себя «царство Христово», «народ особенный», освященный для Него Самого, правильно, в соответствии с волею Господа, организованное общество с законами, служителями и установлениями для рассмотрения и решения относящихся к званию и призванию христианина дел и исполнению возложенного на него Господом служения. Слово «экклезия» в Новом Завете встречается 150 раз, причем в Евангелиях это выражение мы находим только 2 раза и оба места в Еванг. Матфея.

 

II. КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ЦАРСТВОМ НЕБЕСНЫМ?

Выражение «церковь» мы находим, как я уже сказал, только 2 раза в Евангелиях, а выражение «Царство небесное» и «Царство Божие» 112 раз, при чем «Царство небесное» носит характер владычества Божия, тогда как сходное выражение «Царство Божие» имеет более внутреннее, моральное значение. Каково отношение Церкви к Царству небесному? Царство небесное более обширный термин и мы не в праве отожествлять одно с другим и применять к Церкви все то, что сказано в Евангелиях о Царстве небесном вообще. Мы не должны смешивать то, что строит Сам Христос с тем, что строят люди, как орудия, посредством проповеди или крещения. Церковь, как Тело Христово, построена на исповедании, что Он чрез воскресение прославленный Сын Бога Живого. Всякая истинно обращенная душа имеет сперва личное отношение ко Христу, прежде, нежели она может войти в общение с Церковью. И напротив, Царство заключает в себе всех крестившихся и крещенных, всех последователей христианского учения, как истинных, так и ложных. Христос не говорит Петру, что Он даст ему ключи от Церкви, но ключи «Царствия небесного». Ключи не для того даются, чтобы ими строить храм, но чтобы отпирать двери. Господь поручил Петру отворять двери Царства, что он и делает в своем обращении сперва к иудеям в Деян. 2 и потом к язычникам в Деян. 10. Но что же касается Церкви, то Христос говорит достаточно выразительно и сильно: «Моя Церковь», «Я создам», в отношении к Церкви, которая есть Тело Его, все находится исключительно в руках Самого Христа. Он прилагает спасаемых к Церкви (Деян. 2:47).

 

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЦЕРКВИ

Христианская церковь есть общество действительно обращенных от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, возрожденных от Слова Божия и Духа Божия людей, верою во Христа получивших прощение грехов и жребий с освященными, крещенных на основании исповедания их веры во Христа как своего личного Спасителя, соединенных между собою союзом любви и мира для богослужения, наставления, исполнения христианских установлений и требуемого Евангелием служения, признающих Христа своим верховным Владыкой и Законодателем, а Его слово своим единственным и достаточным правилом веры в духовной жизни. Слово «Церковь» (экклезия) имеет двоякое значение в Новом Завете. Во-первых, оно употребляется для обозначения видимого местного собрания учеников Христовых, которое собирается для поклонения Богу, поучения и богослужения и имеющее своею целью утверждение Царства Христа среди своих членов и распространение его в мире (Деян. 15:5; Мар. 16:15; Откр. 3:2). Домашняя церковь есть собрание возрожденных душ, принадлежащих к одному дому или семье (1 Кор. 16:19; Рим. 16:4; Кол. 4:15). Во-вторых, для обозначения Вселенского общества., которое заключает В себе весь истинный народ Божий на земле и на небе (Еф. 1:22-23; 3:10; 5:24-25; Кол. 1:18; Евр. 12:23).

 

IV. УПОДОБЛЕНИЕ ЦЕРКВИ

О Церкви нередко говорится в переносном смысле, в котором высказываются известные подобия, дающие нам возможность яснее усвоить себе свойства, цель и отношения этого учреждения Божия.

  1. Еф. 1:22: Христос- глава, а Церковь — Тело Его. Как Тело, Церковь повинуется и исполняет указания Христа, своего Главы. Это — образ тесного и ощутимого общения Христа с Его народом, красота и соразмерность священного единства.
  2. Еф. 5:25-32. Отношение Христа и Церкви поясняются отношением мужа и жены. Эти отношения искренни, нежны, любовны; от признания их зависит успех обязанностей и цели, для которых они существуют. Церковь повинуется Христу, зная, что Он возлюбил ее и предал Себя за нее. Его требования в отношении служения и святости ее имеют целью «представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного», проявляют Его любовную заботу о ее совершенстве.
  3. 1 Тим. 3:15. В смысле «столпа» и «утверждения» или основания Церковь является опорою труда для освящения и. евангелизации. Никакое человеческое влияние не составляет такого столпа и основания истины, как духовная, благоустроенная, деятельная и верная своему Господу Церковь. Как столп она увековечивает величайшие события воплощения и воскресения Христа, вдохновляя на святой труд из благодарности к Нему, поддерживая и возвещая глубокую тайну благочестия.
  4. 1 Кор. 3:9, 17. Апостол объявляет строение святым и предостерегает не осквернять и не разорять святилища, как место постоянного присутствия Духа Божия, Его жилища (Еф. 2:22), построенного на Христе как краеугольном камне (Еф. 2:21).
  5. Гал. 6:10. Церковь, -«свои по вере», родная семья, где господствует взаимная любовь, где члены семьи заботятся об общем благе, нося бремена друг друга и стараясь с братской заботливостью обратить к истине впавших в согрешение и сбившихся с пути. (Еф. 2:19).
  6. Откр. 21:2, 9, 10. Чистота, красота и слава искупленных святых определяются высоким положением Невесты Агнца, о принятии которой Он радуется и за которую Он так много страдал и так долго ожидал, чтобы представить ее Себе «славною Церковью». В образе «города» Церковь означает последнее жилище праведных — благоустроенное, исполненное красоты и превосходящее всякое представление славы под .радостным любвеобильным управлением вечного и до сих пор невидимого Царя в полноте Его красоты и славы.

 

V. ПРИЗНАКИ ИСТИННОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ

  1. Приняв Духа усыновления, Церковь признает Бога своим Отцом, Христа — Сыном Бога Живого, своим Спасителем и Главой, и Духа Святого своим руководителем и Душою, составляя в споей сущности Тело Христово.
  2. Считает Слово Божие единственным и вполне достаточным правилом игры и поведения, а также своего внутреннего и внешнего устройства.
  3. Точно, безусловно и безоговорочно, без искажений и добавлений соблюдает установления Христа, как то: святое единое крещение и Вечерю Господню и, вообще, всю волю Его при взаимности повиновения друг другу в страхе Божием.
  4. Из любви к Богу стремится к прославлению Его путем освящения жизни и распространения дела Его, приобретая души погибающих во грехе для Христа через возвещение Евангелия, а также из любви к братьям по свойственному ей благовестию, презирает сирот и вдов в их скорбях и принимает участие во всех нуждах святых, лишив, таким образом, противников Евангелия сказать о ней что-либо худое.
  5. Решительно избегает дружбы с миром, не любя его и всего того, что в мире, и побеждая его силою веры в Иисуса Христа как Сына Божия.
  6. Не колеблется в скорбях и гонениях за имя и дело Христа, зная, что так ей суждено, и почитая «поношение Христово» большим для себя богатством, чем сокровища и почет этого мира.
  7. До конца сохраняет блаженную уверенность в милости Господа и уверенность в прославлении с Ним.

 

VI. ХАРАКТЕР ЦЕРКВИ

Христианская Церковь есть единственное Божественно организованное общество святых, учрежденное Христом для известной цели: она не от мира, как и Он Сам. Она в состоянии продолжать свое существование и выполнять свою миссию при всяких условиях гражданской жизни и всяких формах человеческого правительства, и, хотя она не изменяет никакой человеческой власти, но всегда остается верноподданной только «Владыке царей земных, Царство Которого не от мира сего» (Откр. 1:5; Иоан. 18:36). По слову этого Владыки и Царя она обязана повиноваться тому правительству, под властью которого она живет, вне всякой зависимости от его природы и конструкции.

 

VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

Церковь — Тело Христа и Невеста Его — духовная величина, чуждая нормам земного. Слово Христа — закон для Церкви. Он — Глава и Законодатель, а потому никакого правового устройства и никакой правовой законодательной власти в Церкви не может быть. Она — Божие строение, Божий храм, в этом строении соединены два главных предмета: фундамент (основание) и Строитель. Иисус Христос, Сын Бога Живого — основание, краеугольный камень Церкви и Создатель ее (Матф. 16:18; 1 Кор. 3:11; Еф. 2:20-22); Апостолы и пророки — соработники у Бога (1 Кор. 3:9; Гал. 2:9:Еф. 2:20). Христианство организовано распределением благодатных даров (харизм), призывающих христиан к различной деятельности в церкви и уполномочивающих на нее (Рим. 12:3-8; 1 Кор. 12:14). Поэтому служение (диакония), к которому призывает дар Духа, есть Самим Богом возложенное служение. Церковь обладает, благодаря распределению даров (1 Кор. 11:4-6 и 11) но усмотрению н воле Духа богодарованной организацией, а потому в Церкви нет места равенству ее членов, чтобы приписать всем им, вопреки истине, одинаковый образ и одинаковые права, а место превосходительству и подчинению по воле Божией, в зависимости от того, как Он распределил каждому Свои дары для служения и пользы Церкви. Полученный от Духа благодарный дар требует со стороны других признания и послушания (1 Кор. 16:15-16; 1 Фес. 5:12-13; Филип. 2:29; 1 Тим. 5:17; Евр. 13:7 и 17), но послушания свободного, из убеждения, что действительно воля Божия требует посредством обладателя дара повиновения себе. Такое признание и послушание — обязанность любви, а отнюдь не право; это — долг, которым члены Церкви обязаны Богу, а не действующему в церкви по призванию и воле Божией лицу. Обетование Христа о создании Им Церкви исполнилось в Иерусалиме в день Пятидесятницы чрез сошествие Святого Духа, пришедшего собрать рассеянных чад Божиих в едино (Иоан. 11:52), на почве смерти Христовой.

 

А. СЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ

Дары служения и действия в Церкви различны, но в них проявляется один и тот же Дух, даруя, проявляясь в служении и действиях членов Церкви как Ему угодно и всегда на пользу (1 Кор. 11:4-11). Каждый христианин одарен от Духа, и тем самым призвал к деятельности в церкви (1 Петр. 2:5). Но среди христиан некоторые по воле Духа отличаются особою силою, дар Духа им сообщен в особой вере: они — служители в церкви и соработники у Бога по преимуществу (1 Кор. 3:5 и 9). И такими они являются, «поскольку каждому дал Господь».

 

1. Апостолы, пророки, учителя

Господу угодно было в первом году христианства из Своих служителей поставить апостолов, пророков и учителей (1 Кор. 12:28), на обязанности которых лежало «постоянное пребывание в молитве и служении слова» (заведывание богослужебными собраниями — Деян. 6:4). Служение слова (учительство) выражалось в сообщении новых откровений, касающихся общего строя церковной жизни или личных частных вопросов, в раскрытии данного слова Божия (учительство в более тесном смысле), имеющее целью поучение и наставление в правилах христианского поведения и духовной жизни, и увещании, то есть в применении во всей Церкви в совокупности или к отдельным членам ее уже ранее сообщенного ираскрытого слова Божия: это властное, основанное на Божественном авторитете слова Божия, попечение о душах и наложение от имени Божия, в силу установленной в церкви дисциплины, наказаний.

а) Апостолы — Самим Богом призванные, снаряженные и высланные на дело проповедники Евангелия, не только «двенадцать», но и все «видевшие» Господа и получившие лично от Него полномочие и силу возвещать Евангелие (1 Кор. 15:5 — «потом двенадцати», 15:7 — «также всем апостолам»). Павел — тоже апостол (1 Кор. 9:1; Гал. 1:1). Андроник и Юния прославились «между апостолами» (Рим. 16:7). Дар апостольства представляет высшую, совершеннейшую степень благодатного дара пророчества и учительства.

б) Пророки — пророчески одаренные Богом мужи, трудящиеся в возвещении Евангелия, отличающиеся от прочих даром духовной речи. Пророчествовать могут также и другие члены общины; апостол Павел даже желает, чтобы все члены общины пророчествовали (1 Кор. 14:5). Но пророк только тот, кто обладает особым даром говорить в духе. На этом даре духовной речи основывается высокое уважение, каким пользовался пророк.

в) Учители в собственном смысле — проповедники (евангелисты (Еф. 4:11), от которых требуется обладание особым, признанным Церковью даром учительства. Место учителя также во главе церкви (1 Кор. 12:28; Рим. 12:7), и насколько серьезна и ответственна эта область духовной деятельности, можно судить по известному всем предостережению апостола Иакова (Иаков, 3:1). По Еф. 4:11 дары учительства и пастырства могут соединяться в одном лице, и тогда таковые «пастыри и учители», в силу исключительно счастливого сочетания двух благодатных даров Духа, участвуют «в созидании Тела Христова» и тем самым входят в число вождей христианства, получая право на «сугубую честь» (1 Тим. 5:17).

Апостолы, пророки и учители (евангелисты) находятся в теснейшем родстве между собою. Проповедь Евангелия составляет их жизненное призвание. Они — носители духовной должности. Они, и только они, имеют нравственное право «не связывать себя делами житейскими» (2 Тим. 2:4), но жить поддержкою церкви (1 Кор. 9:4 и 6). Они — посланники от имени Божия, уготовляющие своею проповедью чистую, освещенную Духом Святым, благоприятную Богу жертву. Их служение — священнодействие (Рим. 15:16). Они — священники и пастыри Вселенской (а не местной) Церкви, они таковы везде и всюду — и в Иерусалиме, и в Антиохии. Дело, к которому Дух призвал их (Деян. 13:1):

1) проповедовать Слово Божие погибающим в мире грешникам (Деян. 13:5-49; 14:1-21;

2) утверждать души учеников, содействуя росту и развитию их духовной жизни (Деян. 14:22), и

3) устраивать церкви, рукополагая в них пресвитеров (Деян. 14:23).

 

2. Епископы (пресвитеры) и диаконы

Так как призвать к пророчеству как к жизненной задаче в состоянии не какое-либо приглашение со стороны общины, но единственно только особое приглашение Божие путем дарования благодатного дара, то христианское собрание совершенно не властно своим решением добыть себе подобного призванного проповедника. Отсюда возникает вопрос: как же быть с совершением установлений Церкви — крещением, вечерею Господнею и пр., с заведыванием церковным имуществом и всеми делами церкви, с сохранением и поддержанием порядка и дисциплины в церкви, когда во всем этом заключена постоянно повторяющаяся практическая местная потребность, фактически требующая своего удовлетворения даже и в том случае, когда в собрании нет апостола, пророка, учителя, вообще призванного проповедника Евангелия? Действие подобного рода обстоятельств настоятельно требовало создания в христианстве местной организации, ближайшим выражением которой явились должности епископа (пресвитера) и его помощников — диаконов.

В пастырских посланиях апостола Иакова к Тимофею и Титу мы имеем обстоятельно и всесторонне разработанную инструкцию, касающуюся избрания и посвящения на служение епископов (пресвитеров) и диаконов, на чем я не нахожу нужным останавливаться в виду ее известности, легкости усвоения и частного применения в практике наших церквей. Мне только хотелось указать на обязательства и характер служения в Церкви епископов и пресвитеров, что одно и то же греческое слово «епископ» в переводе на русский означает «блюститель, хранитель» и определяет обязанности этого служителя церкви, а греческое слово «пресвитер» значит «старейшина, старший» и определяет его положение в церкви среди прочих ее членов, «младших».

Прощальная речь апостола Павла в Милите к пресвитерам Ефесской церкви (Деян. 20:17-35) позволяет нам установить:

  • дело Духа: призвать, поставить на служение, даровать способность и средства, мудрость и силу.
  • Дело служителя: дать согласие на служение и обет подчинения Духу, молитвенно и с благодарностью принимая от Него все необходимое для служения.
    1. Обязанности служителя: а) «внимать себе» — быть внимательным к собственным мыслям, желаниям, словам и действиям, вникать в себя и учение, занимаясь этим постоянно ради спасения себя и других (1 Тим. 4:16); б) «внимать стаду» — прислушиваться к голосу церкви, руководимой Духом; в) помнить — Кем поставлен, ежедневно давая Ему отчет; г) «блюсти» — наблюдать, сохранять; д) «пасти» — своевременно и всегда в свежем виде давать овцам пищу и питье из естественных, дарованных Самим Богом источников, а не что-либо свое, человеческое; врачевать, поддерживать порядок и согласие овец в стаде; е) не упускать из виду, что Церковь — приобретение Господа и Бога, составляет Его собственность, а потому пользоваться и распоряжаться ею по своему личному усмотрению нельзя: Он приобрел ее Себе, а не для кого-либо другого, и Своею кровью.
  • Пример отношения служителя: а) к Церкви — Христос, предавший Себя за нее, чтобы «представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:25-32); б) к служению — Павел: он работал со всяким смиренномудрием и многими слезами, не пропуская ничего полезного, проповедуя и уча всенародно, по домам и каждого в отдельности, не дорожа своею жизнью и с радостью, показывая пример бескорыстия, уважения к труду и поддержки слабых.

Апостол Петр предлагает пастырям церкви пасти Божие стадо: 1) охотно и богоугодно, не по принуждению, 2) не для гнусной корысти, но из усердия и 3) не господствуя, а подавая пример стаду в отношении исполнения воли Божией с кротостью и смирением.

Таким образом, по Слову Божию, Господь имеет в Своем распоряжении две категории служителей в Церкви: служение апостолов, пророков и учителей имеет значение для всей Церкви в совокупности, они сохраняют присвоенное им Господом право везде и всюду, они — служители Божии для всякой поместной церкви; служение епископов (пресвитеров) и диаконов имеет местное значение: они по избранию той или другой церкви пользуются присвоенными им правами служения в избравших их для этой цели церквах, но отнюдь не везде, пресвитер церкви в Иерусалиме не может быть одновременно и пресвитером Антиохийской церкви.

 

VIII. АВТОРИТЕТ (ПРАВА) ЦЕРКВИ

Христос дал Петру (Матф. 16:19), а затем вообще ученикам (Матф. 18:18-20; Иоан. 20:21-23) высокую власть «связывать и разрешать» на земле так, что их действия будут утверждены на небе. Христос предоставляет власть принимать и исключать из Церкви, которую Он основал. Эта власть принадлежала Самому Христу, но теперь Он передал ее Церкви, но мы не должны допускать мысли, что Церковь может иметь влияние на отношение между душою и Богом в смысле вечного прощения или вечного осуждения, ибо, «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Надо заметить, что обещание об утверждении приговора неразрывно связано с признанием Иисуса Христа Сыном Бога Живого и исполнением Духом. Поскольку Церковь построена на этом фундаменте, поскольку она действительно христианская, это обещание будет оставаться в силе, связанное с уверением Христа о Его вечном присутствии (18:19, 20). Только если Христос будет с Церковью, она в состоянии исполнять указанные функции. Эту власть церковь может употребить только по отношению к своим членам, но она не может вмешиваться в дела посторонних, внешних (1 Кор. 5:13). Не может также церковь употребить власти по отношению и к своим членам вне духовной области, вмешиваясь в их личные дела и обязанности, как членов гражданского общества, а также в целях господства над их верою и совестью, потому что никакой человек или союз людей не имеет права нарушать религиозную свободу, за правильное употребление которой каждый человек отвечает только перед Богом.

 

IX. ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ

Церкви соединяются братски в союзы для взаимной помощи и большего успеха в деле миссии, относясь одна к другой с таким уважением и любовью, которые приличествуют ученикам общего Учителя и святым Божиим, но отнюдь не на почве взаимной зависимости в церковной жизни и действиях: они автономны, и никакая церковь не может отлучить другую или вместо другой, или каким-либо образом вмешиваться в действия другой общины без ее на то согласия, а также никакой пастырь не может исполнять своего служения в какой-либо общине, кроме своей, разве только по приглашению.

Да даст нам Господь, от Которого именуется всякое отечество (семейство) на небесах и на земле, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке и в познании воли Его во всем! Да утвердит верою церкви Свои и увеличит число членов их во славу Свою! Да упрочит и укрепит на почве взаимного понимания и полной братской солидарности великий Союз церквей Христовых в нашей обширной стране! «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в церкви во Христе Иисусе во все роды, от века. до века. Аминь!»